РЕСПУБЛИКА ДЕПОРТАЦИЙ И ПОГРОМОВ Быть может, в анналах всемирной истории наиболее забавной, если не сказать наиболее возмутительной страницей станет та, где все еще пишется трагифарс под названием "Турецкое стремление в лоно европейской цивилизации". Что принесла турецкая "цивилизация" народам Ближнего Востока, Южного Кавказа и Восточной Европы - навечно запечатлелось в исторической памяти народов этих регионов, у которых существуют свои ассоциации со словами "Турция" и "турок". В этом году весь цивилизованный мир будет отмечать 60-летний юбилей победы над фашизмом, всемирным злом, стоившим человечеству десятки миллионов жизней и катастрофической разрухи. Но в этом году у армян и греков будут иные, печальные круглые даты. Армяне всего мира будут вспоминать своих предков, умерщвленных 90 лет назад во время Геноцида. А греки - как ровно пятьдесят лет назад, 6-7 сентября 1955г., в Стамбуле свирепствовали греческие погромы, позже вылившиеся в антиармянские. Продолжая истребление национальных меньшинств в республиканской Турции, Кемаль Ататюрк тем самым практически завершил этническую чистку в Турции, начатую его предшественниками младотурками. Более того, Ататюрк и его сподвижники узаконили преступление, совершенное Энвером и Талаатом, и присвоили имущество уничтоженных ими армян. Впрочем, только неискушенным историкам все еще кажется, что ататюркский "республиканизм" не был нацелен на завершение начатой младотурками политики этноцида и полной туркизации всей страны. Уже в 1924 году турецкие приверженцы европейской модернизации и "цивилизованного" развития выдвинули проект создания черты оседлости для национальных меньшинств. Согласно этому проекту, армянам запрещалось селиться к востоку от линии Самсун-Селевкия, т. е. на тех территориях, где младотурки осуществили чудовищный план арменоцида, грузинам - в вилайетах Ризе, Ардаган и Карс, арабы не имели права обосновываться в приграничных с Сирией районах, грекам предписывалось жить только в Стамбуле и его окрестностях. В целом нетуркам запрещалось образовывать самостоятельные населенные пункты, а в городах национальные меньшинства не должны были превышать 10%. Об этом совершенно конкретно высказался министр правосудия Кемаля Ататюрка Махмут Эсат Бозкурт, заявивший: "Турок - единственный господин, единственный хозяин этой страны, те, кто не имеет чисто турецкого происхождения, имеют только одно право в этой стране - право быть слугами, право быть рабами" (газета "Миллиет", 16. 09. 1930). Государственный фашизм в отношении проживающих на территории своих исторических родин национальных меньшинств превратился в доминирующую практику в государственной политике Турции. И не следует удивляться тому, что в сегодняшней Турции огромной популярностью пользуется книга под названием "Майн кампф". Остановимся вкратце на нескольких примерах шовинистической политики Турции в отношении нетурецких граждан со времен провозглашения республики. Армяне Последние островки армянского населения после младотурецкого Геноцида 1915-1918гг. были уничтожены и депортированы кемалистами, которые под флагом "национально-освободительного движения", а на самом деле для защиты и присвоения награбленного армянского имущества, довершили начатую младотурками политику геноцида. Основатель современной Турции лично участвовал в избиении армянского населения Киликии и Смирны. Не кто иной, как Ататюрк приказал заживо сжечь армянских женщин и детей в железнодорожных вагонах после отступления французских войск из Киликии. Республиканцы-кемалисты, отказавшие армянам в праве вернутся на свою родину, на государственном уровне присвоили армянское имущество, создавая новое государство за счет награбленного и наворованного труда сотен тысяч армян и греков. За весь республиканский период полностью был искоренен армянский элемент на территории исторических армянских земель, а десятки уникальных памятников раннего христианства были варварски уничтожены бесследно или же превращены в мечети. Сегодняшняя Турция всячески старается отрицать факт чудовищного истребления армян своими праотцами-наставниками. Аморальная политика отрицания будет стоить дороже потомкам турок, которым государственная идеология впрыскивает расистский яд пантюркизма со школьных лет. Такая политика в конце концов обернется серьезным кризисом национальной идентичности турок и государственной политики Турции в целом, поставив страну в один ряд с государствами-изгоями. Морально-психологический урон, нанесенный признанием Геноцида со стороны многих стран в будущем, все больше будет проявляться в виде кризисных явлений в турецком обществе и отчаянных попытках турецкого истеблишмента доказать что-нибудь обратное. Греки После уничтожения понтийских греков и выселения еще оставшихся на территории Турции греков турецкие власти периодически раздували антигреческие настроения в турецком обществе, стремясь таким образом выжить последних наследников эллинского и византийского наследия и стать полными хозяевами всей Анатолии. Пантюркизм стал главным лейтмотивом антигреческих и антиармянских погромов в Стамбуле, организованных и исполненных, как выяснится впоследствии, при содействии первых лиц Турции ровно 50 лет назад. Антигреческие настроения в первую очередь подогревались исходя из задачи обеспечения турецких интересов в вопросе Кипра. Пресса времен преступной клики Баяра-Мендереса разработала истинно турецкий сценарий погромов и вандализма. Газета "Хюрриет" писала тогда: "Мы хотели бы напомнить нашему малому соседу Греции, что непристойные дети, если они не возьмутся за ум, достойны порки. Что и говорить, Греции знакомы турецкие побои". Вот так! Почти так же "демократический" лидер Турции типа Тургута Озала, намекая на полученные армянами "уроки в Анатолии", угрожал нам "показать волчий оскал" и ради устрашения "бросить несколько бомб на Армению". Сценарий греческих погромов в Стамбуле до боли напоминает сумгаитские. Те же громилы из районов, те же списки объектов нападения и те же инструменты, использованные погромщиками. А чтобы позволить толпе свободно выплеснуть свои звериные инстинкты, лидеры в ту ночь покинули Стамбул, как говорится, от греха подальше. Разрушениям и поджогам подверглись армянские и греческие церкви. Варварским нападениям подверглись христианские кладбища, где были разорены могильные плиты, кресты, а покойников выбрасывали наружу с обезображенными телами. Тогдашний турецкий президент Дж. Баяр, он же и Маахмуд Джелал бей, знал толк в погромах христиан, поскольку руководимая им "Особая организация четеев" вплотную занималась истреблением армян в 1915 году. Турецкие погромщики в течение двух дней разгромили 80 церквей, разграбили 4500 магазинов, 2500 квартир, 40 средних и общеобразовательных школ, из которых 32 принадлежали грекам, 8 армянам. Страшные моральные потрясения выпали на долю христианок Стамбула. Были изнасилованы более 2000 женщин и девушек. Число убитых и без вести пропавших до сих пор не известно. Пропитанная духом пантюркизма ненависть турецких граждан против армян и греков стала причиной новой волны массового их исхода из Турции. Многие греческие и армянские семьи, разоренные и разграбленные после стамбульских погромов, были вынуждены ради собственной безопасности покинуть Турцию. Антигреческие волнения имели место и во время военной агрессии турецкой военщины на Кипре и депортации греческого и армянского населения с северной части острова с одновременным осквернением и разрушением христианского облика острова. В результате агрессии в 1974 г. тысячи греков стали жертвами или пропали без вести. Были разрушены и осквернены a la turki десятки греческих церквей и святилищ. Члены НАТО в большинстве своем оставили без внимания варварство своего союзника. Евреи Задолго до того, как Гитлер на практике начал применять чудовищный план истребления евреев, в Турции депортация и разграбление еврейского имущества шли, как говорится, полным ходом и в мирное время. В 1934 году турецкий меджлис принимает закон о поселении (N2510), и первой его жертвой становится еврейское население Восточной Фракии и Дарданелл. Депортация евреев из этих областей происходила без предварительного оповещения или предупреждения, и в результате переселившиеся были вынуждены оставить свое имущество. "Евреи турецкого гражданства, - писала тогда газета "Таймс", - прибывают в Стамбул из Дарданелл и Восточной Фракии. Многие находятся на положении нищих, их выгнали из своих домов без предварительного предупреждения. В Эдирне полицейские явились к турецким евреям и приказали им покинуть город в течение 48 часов". Далее газета писала, что в Стамбул прибыли 1500 беженцев и сотни находятся в пути. Другая газета, "Дейли телеграф", сообщала, что "сотни евреев вынуждены покидать свои жилища; они продали все, что смогли, и теперь находятся в тягчайшем положении". Всего за это время было выселено около 10 тыс. евреев. Впрочем, во время Второй мировой войны кемалисты не только заигрывали с вермахтом в надежде на получение своего куска за Араксом и в Туркестане, но и вплотную содействовали истреблению евреев, отчаянно ищущих пристанище на территории Турции. Примером этого может служить хотя бы история с пароходом "Струма", когда турецкие власти отказались принять пароход с еврейскими беженцами из Европы, и в результате судно было потоплено немецкой подлодкой. Сотни евреев стали жертвами турецкого "гуманизма". Курды Курдское население Турции стало очередной жертвой зачисток турецких нацменьшинств, хотя самих курдов называть меньшинством было бы не совсем правильно. И именно это обстоятельство больше всего волнует турецких лидеров, всячески старающихся посредством политики государственного террора подавить национальное самосознание курдов и их стремление к свободе. Со времен Ататюрка массовые избиения и депортации миллионов курдов из их родных очагов превратились в обычную государственную политику. Турецкие лидеры неоднократно заявляли об отсутствии в Турции такого народа, как курды. Называя их "родства не помнившими", "горными турками", турецкие лидеры неоднократно делали расистские заявления против курдов. Сам турецкий президент Джелал Гюрсель в середине 60-х заявил: "Плюньте в лицо тому, кто скажет, что в Турции живут курды". А статья 42 Конституции Турции так и гласит. "Никакой иной язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного". Только в течение последних 30 лет турецкими карательными силами были уничтожены десятки тысяч курдов, тысячи деревень были опустошены и разорены. Сотни свободомыслящих курдов были замучены до смерти или пропали без вести. Сегодняшние турецкие стратеги готовят азербайджанских головорезов, специально обучая их навыкам науки убивать в курдонаселенных районах Анатолии. Турецкие генералы хорошо понимают, что, несмотря на депортации и гонения на курдов, их прирост в доле населения страны стремительно растет. И это вызывает серьезную озабоченность в турецком руководстве. Характерно, что Совет Национальной безопасности Турции рассматривает стремительный прирост курдского населения как серьезную опасность для безопасности Турции в будущем. ("Миллиет", 18. 12. 1996). Айсоры и алавиты Вместе с армянами политике геноцида подверглись и айсоры. Но горькую судьбу армян айсоры разделили и после провозглашения в Турции республики. Во время печально знаменитой для турецких нацменьшинств Лозаннской конференции около 20 тыс. айсоров были депортированы к иракской границе. В течение первых лет правления Кемаля Ататюрка в Турции были истреблены тысячи айсоров, а в айсорские села турецкое государство делегировало специальных контролеров, чтобы следить за исправностью тюркизации этнических айсоров. В Турции гонениям и массовым убийствам подвергаются также и мусульманские меньшинства, в частности алавиты, против которых государство неоднократно использовало радикально настроенные шовинистические организации, в частности "Серых волков". До каких пор Европа словно глухонемая старушка упорно будет демонстрировать непонимание? Ведь не осуждая первые преступления Турции, тем самым подталкиваем ее на совершение новых. За период своего существования Турецкая республика превратилась в настоящую "тюрьму народов", где срок заключения исчерпывается только с исчезновением конкретных народов. Анкара не смогла доказать свою приверженность цивилизационным идеалам и должна быть подвергнута остракизму не только за совершенный Геноцид в отношении армян, но и за преступления против других народов, которые она бессовестно совершает перед глазами мирового общества. Гайк Демоян, кандидат исторических наук
|